Как защитить зрение ребенка

Зрение считают одним из уникальнейших явлений природы: именно благодаря глазам человек может получить около 90% информации. Зрение требуется не только для повседневной жизни: без хорошего зрения невозможно хорошо учиться и работать.

Причины нарушения зрения у детей

Ухудшение зрения, особенно у детей, это всегда трагедия, снижение качества жизни, ограничение возможностей на пути к мечте и негативное влияние на физическое развитие школьников. Прописанные врачами очки становятся для многих детей травмирующим фактором, дети страдают от проблем общения со сверстниками. На сотню родившихся детей, 90 младенцев обладают дальнозоркостью, и только у 7 наблюдается нормальное зрение.

  • Самой основной причиной роста офтальмологических заболеваний специалисты считают недостаток внимания и должного надзора со стороны родителей, медиков и учителей, их низкую осведомленность в вопросах сохранения зрения.
  • Расстройства зрительной системы могут появиться от различных неблагоприятных факторов, а также при длительных нагрузках и при недостаточном освещении, под действием негативных социальных аспектов. На зрение могут повлиять однообразие в питании, недостаток витаминов, суровый климат, особенности природных условий местности, однообразные ландшафты.
    Чаще всего миопия наблюдается у жителей северных регионов - жители юга меньше сталкиваются с этой проблемой. Состояние зрения зависит от особенностей климата и светового режима.
    Из-за плохого естественного освещения жители северных регионов на протяжении суток пользуются исключительно источниками искусственного света. К частой переадаптации глаз приводят неравномерные условия освещения, которые наблюдаются в месяцы длинных полярных ночей. Для глаз чрезвычайно вреден контраст света и полной темноты. Негативно сказывается на состоянии глаз смена типов освещения.
  • На появление симптомов миопии, помимо неблагоприятных факторов, может повлиять наследственная предрасположенность. У плохо видящих родителей с ослабленными глазами дети чаще страдают пониженным зрением, наследуя этот дефект: миопия появляется не сразу после рождения, а в течение жизни из-за слабости глазных мышц, деформирующихся при росте организма – это приводит к нарушению функций зрения.

Специалистам удалось установить и взаимосвязь между остротой зрения и состоянием здоровья.
Миопию считают особым заболеванием глаз, которое отражает тонус организма и говорит о наличии других сопутствующих болезней. При профилактике плохого зрения важно не оставлять без внимания любые нарушения – своевременно лечить кариес, нарушения и неполадки в сердечной и пищеварительной, нервной и дыхательной системах. Важно вовремя выявлять все детские инфекции, любые хронические заболевания и болезни ревматической группы.

При напряженном состоянии нервной системы, частом раздражении и нервных нагрузках страдают и глаза, что практически всегда приводит к значительному ухудшению зрительных функций, появлению серьезных, требующих вмешательства медицины расстройств.
Миопию следует рассматривать комплексно с другими заболеваниями и особенностями организма, поэтому нарушения зрения у школьников специалисты считают проблемой, требующей серьезного подхода.

Формы нарушения зрения

Если системы зрительных анализаторов слаженно и без напряжения работают, человек видит окружающее отчетливо и без патологии. Но высока вероятность наступления момента, когда начинают размываться границы предметов, краски мира становятся тусклей, могут появиться искажения зрительного поля либо мелькающие темные пятна. Эти симптомы указывают на какое-либо заболевание зрительной системы.

Самыми распространенными нарушениями зрения среди детей школьного возраста врачи называют косоглазие и близорукость. Также статистика отмечает рост заболеваемости астигматизмом, спазмом аккомодации глаза и дальнозоркостью.

  • Астигматизм – врожденная либо приобретенная особенность глаз, которая характеризуется неправильной кривизной роговиц. Заболевание может проявляться существенным понижением зоркости как на ближнем расстоянии, так и при взгляде вдаль. Нередко симптомы сопровождаются резким ухудшением общей работоспособности, повышением утомляемости глаз, дискомфортом и болезненными ощущениями.
  • Дальнозоркость врачи считают врожденным состоянием глаз: дети с таким заболеванием имеют особое строение глазных яблок, при котором развиваются симптомы дальнозоркости. Ребенок жалуется на плохую остроту видимости вблизи, старается как можно дальше от глаз отодвинуть текст.
    Самыми тяжелыми стадиями заболевания становятся утомляемость глаз, снижение зрения вдаль, дискомфорт, связанный с нагрузками при длительной работе с текстом.
  • Спазм аккомодации представляет собой сильное напряжение одной из мышц глаза, которая не может расслабиться даже тогда, когда напряжение уже не требуется.
    Такие спазмы вызывают утомление глаз, напряжение зрения при рассматривании отдаленных предметов, жалобы на дискомфорт при работе на близком расстоянии. Спазмы ведут к постепенному изменению в плане преломляющей способности глаза и негативно сказываются на зрении.
    Школьники, страдающие спазмом аккомодации, отличаются вялостью, пониженной двигательной активностью, раздражительностью. Они быстро устают, жалуются на головные боли, заметно снижается успеваемость.
    Продолжительность спазма бывает различной – на течение и сроки развития заболевания влияют особенности здоровья ребенка, специфика занятий и школьных нагрузок, режим и своевременная диагностика, а также грамотно выбранное направление лечения спазма.
  • Близорукость считается приобретенным нарушением зрения, при котором изменения в зрительном аппарате происходят под влиянием интенсивных длительных нагрузок на глаза.
    Понижается зрение в период активной учебы. Способствуют ухудшению состояния глаз чтение и письмо в плохо освещенных условиях. Зрение страдает при длительном просмотре телевизора, долгом сидении перед монитором компьютера, чрезмерном увлечении онлайн-играми. Нагрузки ведут к нарушению кровоснабжения глаз, дальше следует деформация и растяжение глазных яблок. Результатом таких изменений становится постепенное ухудшение зрения вдаль.
    Рост случаев близорукости среди школьников врачи объясняют все увеличивающейся ежедневной нагрузкой на детей в стенах школы и дома: высокая интенсивная работа с книгами и компьютером, уроки, длительные занятия приводят к перенапряжению глаз.
    Поэтому важно с первых классов школы обеспечить детям комфортные и здоровые условия для занятий, проявить должную заботу о детском зрении.

Офтальмологи, исследующие проблему зрения, отмечают, что количество близоруких школьников неуклонно растет. Среди учеников начальной школы медики насчитывают лишь 3% детей с близорукостью, тогда как к окончанию школы около четверти старшеклассников страдают приобретенной, «школьной», прогрессирующей миопией.

Среди учащихся городских школ близорукие дети встречаются чаще. Поскольку в сельских школах ученики меньше напрягают глаза и больше времени проводят на свежем воздухе, больше двигаются, чаще занимаются активными видами деятельности, организм сельских учеников более закален и хорошо выдерживает учебные нагрузки.

Главные причины миопии у школьников

Среди факторов, влияющих на состояние зрения учащихся, врачи-офтальмологи выделяют следующие:

1. Недостаточная освещенность рабочего места (особую опасность представляют неправильно подобранные осветительные приборы). Если школьник постоянно выполняет уроки при недостатке освещения своего рабочего места, велик риск развития у него миопии.

2. Неприспособленная для ребенка мебель также негативно сказывается на состоянии зрения. Чтобы сохранить глаза и не допустить деформации осанки, школьникам лучше покупать специальную мебель согласно возрасту и росту детей.

3. Плохая осанка во время выполнения уроков, сгорбленная спина, низко опущенная голова, чтение в неудобной позе и другие дурные привычки тоже приводят к ослаблению зрения.

Педагоги обязаны позаботиться о состоянии зрения школьников и профилактике миопии.

Меры по предотвращению риска развития близорукости

  • При проведении спортивных и оздоровительных мероприятий необходимо правильно рассчитывать физическую нагрузку и ограничить участие детей с плохим зрением.
  • При формировании расписания уроков труда следует учитывать нормированную нагрузку на глаза - дети с высокой миопией не должны долго заниматься живописью, вышивкой, лепкой, выполнением действий с мелкими предметами.
  • Процесс учебной деятельности должен учитывать помимо стандартной физкультминутки обязательный комплекс специальных упражнений, полезных для глаз.
  • Преподаватели должны помогать по возможности родителям, контролируя в школе не только осанку школьников, но и правильность ношения очков.
  • Для профилактики близорукости лучше пересаживать учащихся не реже раза в месяц.
  • Детям, страдающим миопией, следует ограничить поднятие тяжестей и большие физические нагрузки.
  • Педагоги обязаны устраивать для учеников перерывы при длительном чтении: оптимально чередовать деятельность, давая отдых глазам несколько раз за весь урок.
  • Определенные результаты могут принести беседы с родителями об улучшении режима учебы, рациона и условий отдыха ребят в домашних условиях.

Роль учителя в профилактике близорукости

На педагогах лежит основная забота о соблюдении гигиенических предписаний и режима работы учеников. Особое внимание при профилактических мероприятиях следует уделять школьникам младших классов: именно в этом возрасте учащиеся подвержены наибольшим изменениям состояния зрения, поскольку навыки письма и чтения являются новыми формами нагрузки на зрительную систему. К тому же дети вынуждены основную часть времени проводить за партой, что негативно сказывается на общем состоянии организма. Младшеклассники нуждаются в четком планировании учебы из-за неуклонно увеличивающихся нагрузок на глаза.

  • Планируя учебный процесс в первых классах, учителю следует учесть, что дети не так давно приступили к интенсивной учебе и еще не привыкли к нагрузкам, поэтому ежедневные 4 урока становятся для детей непосильными. Страдают и организм ребенка, и зрительные центры в особенности. Оптимальный вариант – постепенно увеличивать число ежедневных уроков. Также рекомендуется устраивать в течение недели дни с 2 или 3 уроками вместо четырех. Планируя школьную работу и учебу, лучше грамотно сочетать разноплановые виды деятельности.
  • Распределение школьных смен тоже требует отдельного внимания. В стандартных общеобразовательных заведениях учатся в 2 смены. Требования к профилактике миопии таковы, что лучше всего детям начальной школы ходить на уроки в первую смену. Учеба утром и днем позволит легче соблюдать режим, правильно чередуя часы отдыха и занятий. Это ведет к меньшей утомляемости детей, освобождает им досуг для прогулок и занятий спортом, дает полноценный отдых от учебы. Также в пользу занятий в утреннюю смену офтальмологи относят более благоприятное освещение класса, что ослабляет нагрузку на глаза, тем самым создавая идеальные условия для учеников 1-4 классов.
  • Врачи-гигиенисты доказали, что острота зрительной системы падает в случае недостаточного освещения рабочего места. Самым полезным и не напрягающим глаза светом считается естественный дневной – он благоприятен для глаз и не создает условий для ухудшения зрения.
  • Среди самых распространенных гигиенических требований касательно освещения специалисты рекомендуют соблюдать равномерность потока света без отблесков и резких теней. Летом при ярком солнце лучи могут создавать блики на рабочих поверхностях и страницах книг, что затрудняет учебный процесс. Чтобы уберечь глаза от дискомфорта при попадании прямых солнечных лучей, рационально защитить окна жалюзи либо легкими шторами светлых тонов.
  • Период осени и зимы отличается острой нехваткой естественного света, поскольку быстро темнеет: в такой сезон выполнение домашнего задания происходит вечером под искусственными светильниками. Ранним утром, в сумерках и в дождливые дни для создания идеальных условий работы ученикам полезно включать искусственное освещение.
  • Степень освещенности помещения класса или комнаты зависит от чистоты оконных стекол. Там, где стекла моются редко, окно затрудняет прохождение света на 20 %. На оконном стекле к концу зимы накапливается несколько слоев грязи и пыли: при этом показатели освещенности падают до 50 %.

Профилактика миопии

  • Для профилактики близорукости взрослым стоит задуматься над улучшением уровня освещения рабочего места школьников в детском учреждении и дома.
  • Рекомендуется окрашивать стены внутри классных помещений и поверхность парт только в светлые оттенки.
  • Также следует часто протирать от пыли и тщательно мыть стекла на окнах.
  • Нельзя ставить на подоконники высокие цветы и предметы декора, которые закрывают доступ свету.
  • В пасмурные дни естественный свет неравномерно распределяется по классу, становясь недостаточным к последним рядам со стороны окна. Лучше раз или два в месяц пересаживать детей на другие ряды без изменения рассадки за партами: тогда для всех учеников будут созданы равные условия, которые сохранят им хорошее зрение.
  • Учителя могут повлиять на родителей, периодически беседуя с ними о нормах организации занятий дома. Не рекомендуется делать уроки сразу после возвращения из школы: после школьных занятий зрение получило серьезную нагрузку, зрительная система школьника очень нуждается в полноценном отдыхе. Прогулка, смена деятельности, домашняя работа хотя бы в течение часа способны быстро уменьшить как общее утомление, так и усталость глаз. Спустя час зрительные функции полностью восстанавливаются и готовы к новым нагрузкам.
  • Дома стоит организовать быт школьника так, чтобы ученик чередовал напрягающие зрение занятия с такими делами и видами деятельности, где глаза меньше испытывают напряжение. Офтальмологи и гигиенисты рекомендуют устраивать небольшие 15-20-минутные перерывы в процессе выполнения уроков.
    Не все родители, к сожалению, следуют этим необходимым для профилактики близорукости требованиям. Школьники часто посещают не только уроки, но и другие школы, занимаются в многочисленных кружках - это негативно сказывается на состоянии организма, в том числе страдает и зрение.
  • Последние годы преподаватели и родителя замечают, что школьники все больше времени проводят перед телевизором. Исходя из требований к гигиене зрения, детям лучше ограничить пребывание перед экраном, поскольку длительный просмотр передач  приводит к дополнительным нагрузкам на глаза. Телевизор должен лишь иногда присутствовать в режиме дня школьника, чтобы не увеличивать полученное в школе утомление. То же самое относится и к отдыху детей, предпочитающих компьютерные игры.
  • Осанку и положение детей перед телевизором родители должны строго контролировать: оптимальными условиями для просмотра телепередач офтальмологи считают расстояние в 3 метра между экраном и глазами, при этом ребенок должен располагаться прямо перед экраном, а не сбоку от него. Если страдающему близорукостью школьнику прописаны очки для дали, лучше следить, чтобы он смотрел телевизор в них – так значительно снижается нагрузка на глаза и почти не напрягается зрение.
    Также просмотр телевизора должен происходить только в хорошо освещенной комнате. Родители должны следить, чтобы длительность непрерывного просмотра детских передач не превышала 30-40 минут.
  • Огромный вред здоровью школьников наносят компьютерные игры, при этом на учеников младших классов такое времяпрепровождение влияет особенно негативно. Страдает не только зрение – игры плохо влияют на весь организм ребенка. Родители многих западных стран не разрешают детям, не достигшим 12-летнего возраста, пользоваться компьютерной техникой. То же самое относится к увлечению планшетами и портативными компьютерами.

Только систематически выполняя рекомендации врачей-гигиенистов и контролируя досуг детей, можно добиться сохранения здоровья и хорошего самочувствия. Советы офтальмологов позволяют поддерживать растущий детский организм в тонусе, правильно рассчитывать нагрузку на глаза и на нервную систему.

Постоянное сотрудничество врачей, педагогов и родителей даст хорошие результаты в плане сохранения зрения.

Рекомендованные офтальмологами специальные упражнения, предотвращающие появление миопии

  • Занимаем удобное положение, медленно закрываем глаза, затем с силой зажмуриваемся и держим состояние напряженных глаз несколько секунд. После необходимо снова открыть глаза на 5-7 секунд. Повторяя зажмуривания 5-7 раз, мы укрепляем все задействованные при работе зрения мышцы, улучшаем кровоснабжение глазной системы, полноценно расслабляем напряженные сегменты глазных мышц.
  • Моргая в очень быстром темпе ровно минуту, можно улучшить снабжение век кровью, поднять их тонус.
  • Встаем и смотрим вдаль перед собой ровно 5 секунд, затем медленно вытягиваем руку вперед на расстояние 20 см и переводим взгляд к пальцам. Спустя несколько секунд опускаем руку, повторяя упражнение 10 раз. Это позволяет избавиться от переутомления зрительной системы, облегчая процесс работы глаз вблизи.
  • Стоя вытягиваем вперед правую руку, фиксируем взгляд на кончиках пальцев руки, которую держим на уровне лица. Приближаем не торопясь палец и не сводим с него глаз. Движение продолжать до тех пор, пока палец визуально не раздвоится. Повторение упражнения 5-7 раз обеспечивает легкость и комфорт при напряженной работе глазами вблизи.
  • Сидя в удобном положении, прикрыть глаза, затем медленно и спокойно массировать веки глаз бережными круговыми движениями пальцев. Это позволит полностью расслабить веки, улучшить в них кровоток.
  • Стоя отводим правую руку вправо, затем влево, не отрывая взгляда от пальца. Повторяя это упражнение до 10 раз, можно быстро укрепить и расслабить мышцы, участвующие в процессе работы.
  • Стоя в удобном положении, легко нажимаем веки подушечками пальцев в течение секунды. Повторяем упражнение несколько раз. Это позволяет нормализовать давление внутриглазной жидкости, улучшить ее циркуляцию.

← Вернуться

 
Активировать
карту